На заседании Гос совета в Астрахани Президент России Дмитрий Медведев особый акцент сделал на ситуации с энергосбережением в сфере ЖКХ. Пока, по мнению главы страны, наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом - это "черная дыра", где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы.
Куда исчезают ресурсы и как поставить этим тратам заслон, хорошо знают специалисты ИВП "КРЕЙТ", которые уже без малого два десятилетия работают на рынке энергоучета. Кстати, собственные уникальные разработки и различные модификации приборов учета под узнаваемой маркой ТЭКОН предприятие представило на выставке, приуроченной к заседанию Госсовета.
За прошедшие годы мощная инженерная компания реализовала сотни проектов по созданию автоматизированных систем коммерческого учета на предприятиях промышленности и объектах энергетики и коммунального хозяйства России.
И если с технологической, конструкторской стороны разработаны надежные инструменты для гибкого построения систем автоматизированного управления энергоснабжением, сбора и обработки контрольно-учетной информации и т.д., то вот в плане нормативно-законодательного обеспечения по-настоящему энергоэффективной деятельности жилищно-коммунального комплекса проблем остается еще очень много. Свою точку зрения на ситуацию в отрасли, взаимоотношения потребителей и поставщиков энергоресурсов высказывает технический директор ИВП "КРЕЙТ" Александр ПИРОГОВ.
Структура ЖКХ до недавнего времени была 100% государственной структурой, в которой безвозвратно 'терялись' ошибки проектных, строительных и эксплуатационных предприятий. Каждый подобный промах компенсировался за счет денежных вливаний бюджетных средств и достаточно слабо отражался на конечных потребителях. Сегодня декларируется другой подход - потребители должны оплачивать все необходимые им услуги в полном объеме, в том числе оплачивая и издержки от неграмотного строительства и бездарной эксплуатации. Ситуация осложняется еще и тем, что соединение интересов жителей многоквартирного дома само по себе является достаточно сложной задачей.
Общеизвестно, что 75-80% коммунальных затрат идет на расходы, связанные с энергетикой. Поэтому именно энергетическая составляющая приобретает наибольшее значение в вопросе построения действительно эффективного управления жилым домом. И если энергетики поставляют потребителям товар: тепло и горячую воду в соответствующих единицах измерения по приборам учёта, либо по договорной нагрузке с поправкой на температуру наружного воздуха в отопительный период, то жители получают уже услугу. А услуга определяется только нормативом. То есть, в этом случае инструментальная оценка уже отсутствует. Инструментальная оценка, даже если ее удалось бы применить внутри дома, не имела бы при этом никакой юридической силы. Соответственно, возникает вопрос: каким образом компенсировать общественные потери, которые возникают даже в случае 100% оснащения квартир приборами учета.
Правительство решило эту проблему по-своему. С принятием несколько лет назад 307 закона 'О порядке предоставления коммунальных услуг' все эти расходы были переложены на плечи потребителей. Население должно оплачивать энергоресурсы в соответствии с реально потребленным объемом (в том числе потребление энергоресурсов в местах общего пользования). Сверхнорматив компенсируется, таким образом, введением, так называемых, 13-х квитанций. Этот закон поставил крест на рациональной экономике для управляющих компаний и повышении эффективности управления многоквартирными домами. Необходимо было дать им возможность самостоятельно зарабатывать деньги за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, образующиеся на разнице услуг и товара. Вместо этого им предложили забыть об этих ресурсах и довольствоваться взиманием дополнительной платы с населения.
Запас по повышению энергоэффективности многоквартирных домов остается в нашей стране достаточно существенным. В зависимости от года строительства и технического состояния дома можно снизить энергопотребление от 10 до 80%. Но пресловутый 307 закон не даёт экономического стимула управляющим компаниям, а значит уничтожает инициативу . Управляющие компании должны быть экономически заинтересованы в этих мероприятиях. Иначе этот вопрос никогда не сдвинется с мертвой точки.
В условиях экономического кризиса сокращение ВВП реально может быть остановлено за счет оптимизации затрат на жилищную сферу, в частности, за счет мероприятий, направленных на снижение неэффективно потребляемых ресурсов. И это уже задача, приобретающая общегосударственный масштаб.
В сложившейся модели неэффективного потребления меньше всего вопросов возникает к энергетикам. Большая часть проблем создается самими потребителями, особенно предприятиями бюджетной сферы, которые, не имея стимула по внедрению энергосберегающих технологий, потребляют, чаще всего, заведомо больше предусмотренного. В спорах же между энергетиками и потребителями найти виновную сторону бывает крайне сложно ввиду неопределенности границ зоны ответственности сторон. Приборы учета далеко не всегда оправдывают ожидания потребителей. Часть устанавливаемых приборов, особенно импортного производства, вообще в российских условиях отказываются соответствовать своим техническим характеристикам. Энергетики давно научились использовать это обстоятельство в своих интересах, оспаривая в судах показания приборов учета своих потребителей. И, чаще всего, именно они добиваются победы в арбитражных разбирательствах.
В развитых европейских странах такая ситуация в принципе является невозможной. Здесь изначально существует четкая граница между потребителем и поставщиком. Причем, граница технологическая. Теплоноситель поставщика не используется потребителем. Обмен идет через теплообменник. Зоны ответственности разграничиваются идеально. Сколько потребили - столько и заплатили. Приборы учета в этом случае несут функцию контроля соблюдения технологии. Учет, как таковой, не имеет значения. Потери на магистральных трубопроводах составляют не более сотни тонн в месяц. Цифра, в пределах погрешности измерения.
У нас все по-другому. Поэтому потребители постоянно стараются обманывать поставщика, искажая в свою пользу показания приборов учета. Сами по себе приборы учета не выступают в качестве элементов системы ресурсосбережения. Достаточно сказать, что целое десятилетие повсеместного внедрения приборов учета не изменило нормы потребления энергоресурсов в жилых домах и объектах социальной сферы по подавляющему большинству крупных городских центров России. Для ресурсосбережения нужна четкая политическая воля и проработанный план действий, включающий в себя по-настоящему качественный учет.
Именно такой качественный учёт реализуется в настоящее время управляющей компанией, работающей в жилом фонде Ленинского района Екатеринбурга. Владение реальной информацией по каждому управляемому объекту - жилому дому - позволяет выявлять слабые места, на которые необходимо обратить особое внимание, позволяет адресно проводить работу по оптимизации ресурсопотребления.